mainback.jpg

  ЧТО ТАКОЕ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ?

 

Итак, в этом разделе мы постараемся рассказать всем интересующимся, что же такое ролевые игры и для чего они нужны!

 

Вначале, дадим определение понятию «Ролевые игры».

 

Ролевая игра игра развлекательного или учебного назначения, где участник принимает какую-то роль и в воображаемой ситуации действует соответственно этой роли.

 

Ролевая игра — это вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, а не внешним сценарием поведения. То есть то, как будут развиваться события, зависит именно от действий игроков. Таким образом, сам процесс игры представляет собой моделирование группой людей той или иной ситуации. Каждый из них ведет себя, как хочет, играя за своего персонажа.

 Ролевая игра является не только формой досуга, но и полноправным видом творчества.

Характеризуя ролевую игру можно сказать, что она похожа на театр, в котором актеры играют не по сценарию, а так как они хотят, т.е. импровизируют.

 

                                                                                   ТИПЫ РОЛЕВЫХ ИГР

  

Существуют подвиды ролевых игр, различающихся по способу игры:

В настольных ролевых играх всё действие происходит в воображении участников, и развитием событий в большинстве случаев управляет так называемый мастер  в соответствии с заранее заданными правилами, или без них.

В ролевых играх живого действия игроки физически участвуют в событиях игры.

При этом также есть правила и мастера.

В данном случае мастера отвечают не за весь мир, а только за немоделированную его часть.

Правила также описывают только те действия, которые заменены моделью.

В компьютерных ролевых играх вся окружающая игроков обстановка управляется компьютерной программой. Нередко такие игры рассчитаны на одного игрока и имеют предписанный сюжет (развитие которого, в определённой степени, зависит от решений игрока).

Ролевые игры по электронной почте — игры с небольшим количеством игроков и одним мастером, проводимые посредством электронной почты, а также родственные им форумные ролевые игры и браузерные ролевые игры.

Учебные ролевые игры применяются в образовании для моделирования каких-либо жизненных ситуаций, отработки благодаря этому определенных навыков. Часто применяются в школьной образовательной программе с целью закрепления учебного материала.

 

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ЖИВОГО ДЕЙСТВИЯ

 

Ролевая игра живого действия – это игра, участники которой некоторое время живут жизнью каких-либо персонажей. Это могут быть любые персонажи - романа, фантастической повести, герои реальной истории или даже существа, придуманные самими игроками.

Но всех персонажей одной игры связывает нечто - обычно это герои одной и той же истории.
Например, игроки решают поиграть в Древний Рим. Они распределяют между собой роли - патрициев и плебеев, воинов, жителей сопредельных стран...
Масштаб может быть разным: где-то пытаются изобразить весь город, а то и несколько городов или даже целое Средиземноморье, где-то, скажем, гостей на пиру у патриция. На протяжении игры игроки будут пытаться жить, как жили, по их мнению, персонажи, говорить, как говорили бы они, и принимать решения в зависимости от целей своих персонажей. Это напоминает театр; только вот текста пьесы нет.

Ролевая игра живого действия – чистая импровизация, и как она закончится - никто заранее не знает.

Даже организаторы игры - мастера - могут только предполагать, как пройдет их игра.
  

ВИДЫ РОЛЕВЫХ ИГР ЖИВОГО ДЕЙСТВИЯ:

 

полевые игры,

павильонные игры или кабинетки (бал, театралка),

городские игры.

 

ПОЛЕВЫЕ ИГРЫ

 

Полевые игры проводятся на местности, обычно на специально отведенном месте - полигоне.

Они наиболее масштабны по количеству играющих и занимаемому пространству. Как правило, эти игры требуют определенного антуража (соответствующая одежда, оружие, имитация поселений и т.д.) и вообще внешне в них немало от костюмированного представления или инсценировки. Длятся они от полутора до четырех суток. Обычно число участников не меньше 20-30 человек.

В полевых играх  всякое действие - или почти всякое - изображается полностью.

Например, если один персонаж сражается с другим - игроки бьются между собой безопасным деревянным или пластиковым оружием (отсюда нелепый миф о ролевиках как о людях, занимающихся беготней по лесу с деревянными мечами. На самом деле в обычной ролевой игре роль военных действий очень невелика, и большинство игроков за всю игру могут ни разу не взять в руки игрового оружия). В игре присутствуют символы, означающие те или иные сущности: веревка, натянутая перед лагерем – крепостная стена; человек с синей повязкой – всадник на коне и т.д. Характерными жанрами для полевых игр являются историческая реконструкция, фэнтези и прочие, для которых не требуется большое количество технического оснащения.

Как следует из названия, полевые игры проходят в "полях", то есть на природе. Из этого следует, что игроки должны везти с собой не только вещи, необходимые для игры (игровую одежду, оружие и т.п.), но и вещи необходимые для жизни на природе (палатки, спальники, котелки и т.п.). Также требуется минимальное представление о том, как жить вне города.

Ролевые игры на местности могут быть командными. Это означает, что игроки могут приезжать туда группами, чтобы играть население города, страны или что-нибудь еще в таком духе.  

В команде обычно бывает от 5 до 50 человек.
            

ПАВИЛЬОННЫЕ ИГРЫ (КАБИНЕТКИ)

 

Павильонные ролевые игры живого действия, названы так, потому что проводятся в помещении, и место действия ограничено его рамками.

Во многом они похожи на полевые, только меньше по масштабам (как по времени проведения, так и по пространству). Чаще всего число участников такой игры – 10-25 человек.

Проходят они в течение нескольких часов.

Классическим примером павильонной игры может служить игра изображающая бал эпохи Ренессанса.

 

ГОРОДСКИЕ ИГРЫ

 

Городские игры идут параллельно с реальной жизнью, что и является их основной особенностью.

Как следует из названия, местом действия является весь окружающий мир.

Число участников от 10 до 50, время проведения 1-6 недель.

Чаще всего городские игры в силу своей особенности проводятся по миру, похожему на наш. Оптимальным сюжетом для городских игр являются такие, где персонажи должны вести нормальный образ жизни, притворяясь обычными людьми ("люди в черном", дозоры, вампиры и т.п.). 

 

ИТАК, ПОДВЕДЕМ ИТОГ!!!

 

Ролевые игры живого действия - это хобби, очень оригинальное, сочетающее несколько ключевых элементов и удовлетворяющее несколько важных потребностей.

Главные из них: потребность в самоактуализации, творческой реализации, в общении и ярких впечатлениях.
Пожалуй, именно живые ролевые игры среди всех РИ (а возможно, среди всех хобби вообще) являются самым высокоорганизованным и сложным видом игровой деятельности, который включает играющих в наиболее комплексный – социально-групповой, соревновательный, творческий, терапевтический и т.д. – процесс.
По массовости, Р
ИЖД далеко не самое распространенное увлечение. Точной статистики не существует, но примерная оценка показывает, что практически любое заметное сообщество (любители авторской песни, байкеры и т.п.) куда больше, чем ролевое.

Это легко объяснимо – мало того, что на полигонную игру нужно куда-то ехать (порой в другой конец страны), и жить в палатках на природе, в туристических условиях,  но даже если она проходит в родном городе, к игре требуется подготовка, обязательства, которые возьмет на себя не каждый человек. Мало кто будет всерьез шить средневековые костюмы, самостоятельно делать доспехи, тренироваться в клубе или спортзале, закупать туристическое снаряжение, писать мастерам, общаться с игроками, собирать команду – в общем, тратить месяцы ради 2-3-4 дней игры. Для большинства людей такой подход вообще в диковинку.

 

Но тех, кто все же заинтересовался подобным видом отдыха, приглашаем поучаствовать в играх нашего клуба!

 

И в заключение, приводим небольшой словарик, чтобы еще больше ввести вас в курс дела!!!

 

СЛОВАРИК РОЛЕВЫХ ТЕРМИНОВ

Автовводные 

Вводная персонажа, которая создается самим игроком, играющим этого персонажа.

Текст, написанный игроком, часто по заданной схеме, описывающий в художественной форме особенности личности его персонажа.

Авторский мир

Мир, придуманный авторами игры и не опирающийся на литературный или исторический источник, либо значительно от него отличающийся.

Белый хайратник

Белая повязка, надеваемая на голову. Обычно означает, что человек, носящий данную повязку, находится вне игры.

Боевка

1. Раздел правил, описывающих различные виды боевых взаимодействий. Может включать также правила по фортификации и штурму.

2. Боевые взаимодействия на игре.

Большая Ролевая Игра.

Игра на несколько суток и большое (более 50) количество человек. БРИГ — всегда плохо просчитываемая игра и ее развитием приходится управлять оперативно, что выводит БРИГи на высший уровень сложности проведения и подготовки.

Вводная

Информация, выдаваемая на начало игры игроку и /или команде.

Различают общие вводные — открытая информация, предназначенная для всех игроков (включая правила) и личные вводные — закрытая информация, предназначенная конкретному игроку и /или команде (включая его собственную роль) и не подлежащая разглашению до начала игры.

Вводная (общая, вводная/квента по миру игры)

Совокупность информации об игровом игре и игровой обстановке, которая предоставляется игрокам на начало игры.

Способов оформления общих вводных множество: они могут быть письменными и устными, даваться в виде кратких сведений или в виде художественно оформленного рассказа и т.п.

Вводная для персонажа

Она же - квента. Она же – роль. Она же - загруз.

1. Информация о персонаже для игрока, играющего этого персонажа. Вводная может даваться мастерами, может создаваться лично игроком, может создаваться вместе игроком и мастерами либо как-то еще.

2. Собственно бумага, ее содержащая, если мастера раздают письменные вводные.

Вводная может состоять из:

-    Имени персонажа и принадлежности его группе игроков/пероснажей (команде).

-    Цели и задачи персонажа.

- Особенности психологии персонажа, его особые приметы, расовая принадлежность (орк, эльф и т.п.).
-
   Социальный статус персонажа и требования к его антуражу и амуниции.

-   Биография персонажа и связи с другими персонажами в игре (как явные "Он твой брат, ты его ненавидишь", так и косвенные "У тебя есть близнец, но вы не виделись с рождения, ты его давно разыскиваешь").
В зависимости от жанра и специфики игры какие-то из этих пунктов могут отсутствовать или что-то может быть добавлено.

Игровая разминка (сыгровка)

Короткая по продолжительности игра (от нескольких минут до одного часа). Применяется в качестве подготовки к большим играм (для знакомства игроков с игровым миром, отработки наиболее сложных моментов будущей игры) или как самостоятельное игровое действо, например в рамках длительного игрового курса. На разминках часто обходятся минимумом реквизита и костюмов, да и времени на детальное отыгрывание поведения персонажа не хватает, поэтому вхождение в роль происходит неполное, «разминочное».

Игрок

Участник ролевой игры.

Игротехник (сокр. игротех)

Игрок, действующий по указанию и в интересах мастеров с целью конкретного воздействия на игру. в узком понимании, человек, совершающий по поручению мастеров игровые и неигровые действия, способствующее ведению ролевой игры.

Квест 

Задание, которое должен выполнить персонаж.

Клуб ролевых игр (ролевой клуб)

Клуб «по интересам», группа игроков, играющих вместе в ролевые игры. В ролевом клубе могут проходить систематические тренировки, проводится ролевые игры всех типов и т.п.

Малая Ролевая Игра

Игра максимально на 2-ое суток и максимум 70–100 человек. Основное свойство — возможность построения мастерами полного «дерева» игры, т.е. всех возможных сюжетов развития.

Мастер игры

Разработчик, организатор и ведущий игры.

Чаще всего для проведения игры требуется организованная работы группы людей - мастерской группы.

Мастера отвечают за моделирование внешних (по отношению к персонажам) условий, то есть за весь остальной мир игры, сохранение интереса игроков к игре и роли, разрешение конфликтных ситуаций, общую организацию игрового процесса и т.п.

Мастера, как правило, находятся вне игры, имеют четко оговоренные знаки отличия от игроков. В функции мастера на игре входит отслеживание выполнения правил, а также разрешения конфликтных и неоднозначных ситуаций, поэтому слово мастера на игре – закон.

Мастера клуба (мастерский состав клуба)

Руководители и организаторы ролевого клуба, регулирующие всю деятельность клуба (проводят игры, тренировки, организуют выезды клуба на БРИ и т.д.).

Мастерский персонаж

Игрок, имеющий указания от мастеров, вводимый в игру мастерами для каких-нибудь специальных задач. Может быть постоянным и временным. Остальные игроки могут не знать о том, кто просто играет, а кто является мастерским персонажем. Иногда мастера сами на короткое время выходят в игру в роли, чтобы произвести какое-либо воздействие. Их в таком случае также принято называть мастерскими персонажами.

Мастерский произвол

Некорректное вмешательство мастеров в ход игры. Действие мастеров признается мастерским произволом, если оно не обосновано «логикой» игрового мира или правилами игры. Например, если мастер безо всяких на то оснований объявляет игрока «умершим» в игре. Мастерский произвол допустим лишь при не выполнении игроками правил игры.

Мастерятник

1. Место на полигоне, где размещаются мастера.

2. Сбор мастеров для обсуждения текущих вопросов и разработки игры.

Мертвятник (страна мертвых) 

Место на полигоне, куда уходят игроки после гибели персонажей. Служит для дальнейшей работы с персонажем или игроком (в зависимости от игры). Например, для выдачи новых вводных.

Мир игры:

Мир, в котором по замыслу мастеров происходят игровые события.

Мир игры может быть полностью придуманным или основываться на каком-нибудь художественном произведении (книге, фильме или пьесе).

Сюжет, предлагаемый мастером игры, и описываемый им мир составляет основу ролевой игры.

Неигровая ситуация 

1. Действия во время игры, не имеющие отношения к игровому миру (разговоры на посторонние темы, споры о правилах и т.д.)

2. Состояние, когда игра прервалась, участники выпали из игрового процесса.

Общий сбор, игровой парад

Сбор всех игроков в начале игры. Происходит в основном для представления персонажей друг другу.

Отыгрыш

1. Игра в смысле "актерская игра". В этом же смысле - все действия игрока, сделанные от имени персонажа.

2. Действия игрока, направленные на поддержание (или подчеркивание) имиджа персонажа.

Персонаж

Вымышленное лицо (персонаж, образ), изображаемый участником РИ в момент ее проведения.

Полигон

Территория, на которой проводится игра.

Все игроки перед игрой, должны четко представлять границы полигона, и знать «игровую местность» (где что находится «по игре») согласно своей роли. Часто в зависимости от полигона игры делятся на «павильонные» (игра в помещении) и «полевые» (игра на местности).

Правила

Текст, регламентирующий как поведение игроков на полигоне, так и моделирование игрового мира. Правила регламентируют все возможные в данной игре способы воздействия игроков друг на друга. Правила обязательны к выполнению всеми игроками, это основное требование в игре.

Ролевик

- человек, участвующий в ролевых играх, как игрок или как мастер.

- самоназвание участников ролевого движения.

Ролевое движение - общее название для групп лиц, увлеченных ролевыми играми и занимающихся ими как хобби.

Ролевка

1. (жарг.) Костюм персонажа, игровой костюм (соответствующий миру игры).

Словесная игра, «словеска», настолка

класс РИ, основанный на словесном взаимодействии организатора и играющих: играющие объявляют действия своих персонажей, организатор (мастер) — их результат и иные реалии игрового мира. Т. о., игровые события разворачиваются в основном в воображении игроков. Как правило, игры словесного класса требует минимальной атрибутики.

Стоп-тайм (Стоп-игра)

Временное сознательное прерывание игры, обычно мастерами, как правило, для решения технических проблем.

Стоп-тайм может возникать по правилам игры (легализованный стоп-тайм). Скажем, боевое магическое воздействие: звучит свисток и возникает (по правилам) 15-секундный стоп-тайм (остановка игры) на объявление воздействия.

Сюжет игры

Виртуальная предыстория игры. Историческое событие, или фрагмент литературного произведения, которые положены в основу игры.

Сюжет, во-первых, определяет, продолжением чего является данная игра, что было в игровом мире, до начала игры.

Во-вторых, сюжет определяет основные черты игрового мира в данной игре.

В-третьих, сюжет определяет примерный состав ролей, необходимых в данной игре.

 Сюжет игры, в большинстве случаев известен всем игрокам, но возможен вариант, когда разные группы игроков имеют разные представления о сюжете.

«Театралка»

Элемент РИ, в котором жестко прописаны все действия игроков без права отклонения от сценария. Часто выполняется игротехами, но не обязательно. Служит для внесения новой информации в игру или же для лучшего вживания игроков в мир РИ.

Толкиенисты

Поклонники творчества Дж. Р. Р. Толкиена.

Также — самоназвание участников ролевого движения на ранних этапах его развития (88–92 гг.), когда определяющей литературной основой существования ролевого движения была трилогия Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец».

 

СОКРАЩЕНИЯ, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ПРИМЕНЯЮЩИЕСЯ В РОЛЕВОМ ДВИЖЕНИИ

РИ

ролевая игра

КРИ

клуб ролевых игр

МГ

мастерская группа

ХИ

«хоббитские игры» - ролевая игра по миру Дж. Р. Р. Толкиена всероссийского масштаба.

 

ПРИМЕЧАНИЕ:

 

Данный раздел составлен по материалам различных сайтов, посвященных ролевым играм.

Составители раздела не извлекают никакой выгоды, а только лишь стремятся донести до читателей в наиболее доступной форме смысл такого хобби, как ролевые игры, используя при этом опыт наиболее достойных ролевиков. Так что, мы надеемся, что это не вызовет значительных возражений с их стороны. Кроме того, все используемые данные переработаны и дополнены.

Hosted by uCoz